Язык чувства в музыке

Язык чувства в музыке

Чувственная сфера в музыке

Музыку именуют языком эмоций. Под чувством, либо эмо­цией, понимается переживание человеком собственного дела к окружающей реальности. Не плохое выполнение приносит наслаждение, доставляет нам удовлетворенность. Исполнителю-певцу знакомо чувство напряжения, время от времени ужаса перед выступлением, чувство ублажения, радости, подъема после успешного выполнения и т. п. Обрисовать словами чувства не так просто, полнее о их гласит язык музыки, где каждый звук, пауза, смена гармонии передают чувственные переживания. Музыкальное сообщение — это обмен чувствами, и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Естественно, что исполнитель-певец должен отлично осознавать этот язык и уметь на нем разговаривать.

Подготовительный просмотр:

Чувственная сфера в музыке

Музыку именуют языком эмоций. Под чувством, либо эмоцией, понимается переживание человеком собственного дела к окружающей реальности. Не плохое выполнение приносит наслаждение, доставляет нам удовлетворенность. Исполнителю-певцу знакомо чувство напряжения, время от времени ужаса перед выступлением, чувство ублажения, радости, подъема после успешного выполнения и т. п. Обрисовать словами чувства не так просто, полнее о их гласит язык музыки, где каждый звук, пауза, смена гармонии передают чувственные переживания. Музыкальное сообщение — это обмен чувствами, и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Естественно, что исполнитель-певец должен отлично осознавать этот язык и уметь на нем разговаривать.

Отлично звучащий глас, удачное выполнение вызовут положительные эмоции радости, наслаждения, счастья. Неудовлетворенная потребность, вызывает отрицательные эмоции» прямо до глубочайшего отчаяния. Мы всегда стремимся к тому, что доставляет нам наслаждение, стараясь разговаривать с людьми, которые нам приятны, работать в той области, которая приносит нам ублажение, удовлетворенность, созидать то, что нам нравится. Эмоции побуждают нас к активной деятельности. Пение для большинства занимающихся связано с не малым наслаждением и ублажение. Когда явления доставляют нам негативные эмоции, мы стараемся их избегать, т.е. эмоции владеют побудительной силой, и в этом их огромное значение для человека.

Эмоции, возникая в итоге переживания вокального процесса, сами оказывают влияние на пение и, как и во всякой деятельности, могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на вокальный процесс. Они могут носить активизирующий (стенический) нрав, увеличивать актуальный тонус организма, наращивать его энергию и силу, а могут иметь депрессивный (астенический) нрав — снижающий жизнедеятельность. Так, к примеру, чувство радости, наслаждения, возникающее от пения, увеличивает тонус организма, что в свою очередь благоприятно влияет на глас. Это связано с возбуждением, с конфигурацией протекания всех нервных процессов в коре мозга. Но чрезмерное волнение, чрезмерное возбуждение негативно скажется на вокальной функции. Четкие координации, — а пение просит таких, — как мы помним, связаны с развитием дифференцированного торможения. При лишнем возбуждении, в силу иррадиации, мозг в известной мере растормаживается и движения могут утратить свою точность, как это и наблюдается на практике. Пение просит большой активности, чувственного подъема, но допустимая степень этого подъема зависит и от подвинутости певца, и от личных проявлений его чувственности.

Степень чувственной отзывчивости либо, можно сказать, чувственной даровитости очень различна. Бывают малоэмоциональные певцы, и в задачку преподавателя заходит разбудить недостающую чувственность методом подбора соответственного репертуара, чувственного показа голосом, выразительным аккомпанементом. Творческая деятельность просит внутреннего горения, только тогда она будет повлиять на публику.

Эмоции, как указывалось, плотно сплетены с работой подкорковых центров, вегетативной нервной системы. Возникнув в итоге деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет работу внутренних органов и систем, докладывает другой тонус и нервной системе. Вот поэтому эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: изменяется дыхание, сердцебиение, люди белеют либо багровеют, потеют либо покрываются "мурашками", дрожат, чувствуют пересохшее гортань и т. п. Наисильнейшим образом под воздействием чувств изменяется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в нраве движений, в речи. Под их воздействием изменяется тембр и высота, на которой человек гласит, манера формирования слов и быстрота речи и т.п . К примеру, нередко на экзамене речь ученика под воздействием негативных эмоций становится слабенькой, плохо слышной, глас прерывается. Напротив, в состоянии возбуждения человек гласит звучно, завышенным тоном, стремительно.

Глас певца — превосходный инструмент, который может выразить умопомрачительно много различные состояния человека, Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова, можно одними голосовыми средствами глубоко открывать содержание произведения, создавая певческий образ.

Исполнитель способен запоминать свои чувственные состояния, воскрешать нужные чувственные мемуары, включать их в творческий процесс. Необходимо тренировать певцов хора на проигрывание таких состояний, предлагая им не только лишь при выполнении произведения вспоминать то либо другое настроение, переживание, да и в упражнениях, каждое из которых можно спеть с определенной чувственной расцветкой (то забавно, то яростно, то презрительно, то саркастически и т. п.). Степень чувственного переживания не должна перебегать определенных границ. Она не должна мешать правильному звукообразованию и звуковедению, нарушать базы певческой техники, с одной стороны, и общее творческое состояние, требующее неплохого контроля собственных действий, правдивости переживаний, — с другой. Она не должна приводить к реальному натуральному переживанию. Как пишет, к примеру, А, В. Нежданова, когда она на сцене рыдала реальными слезами, переживая состояние Виолетты, это не производило на публику воспоминания. Отмечали это и другие огромные певцы. Искусство состоит в том, чтоб художественными средствами, в художественной форме творчески воплощать эмоции, но не в натуралистическом их переживании на сцене.

На активность чувственных переживаний оказывают влияние: личные особенности нервной системы певца, также степень подготовленности к выступлению, познание репертуара, здоровье голоса, величина и квалифицированность слушательской аудитории, ответственность, срепетированность с дирижером, концертмейстером и почти все другое. Но основное значение имеют, естественно, как не один раз подчеркивалось, личные особенности нервной системы певца, связанные как с типом нервной деятельности, так и с волевыми свойствами, с нравом. Даже в сложных ситуациях ответственных выступлений, при неблагоприятных моментах (болезнь голоса, несрепетированность и др.) певцы с сильной, уравновешенной нервной системой и волевым нравом не испытывают негативных эмоций. Певцы со слабенькой либо неустойчивой нервной системой просто робеют, огорчаются при беде, впадают в угнетение.

Нрав певца, морально-волевые свойства, миропонимание, направленность личности определяют нрав и активность чувственных переживаний.

У людей различных специальностей творческий процесс протекает по-разному, хотя общие моменты находятся всегда. Искусство певца результативно и впечатляет только тогда, когда ясна мысль, понятен план и когда он воплощен в броской чувственной и на техническом уровне совершенной художественной форме.

Таким макаром, певец всегда должен соединять в собственном выполнении рациональное и эмоциональное начало — идея и эмоцию (об этом уже упоминалось выше).

Развитие наблюдательности, памяти, умственных возможностей, достояние чувственных переживаний, чтение книжек, познание искусства, живописи неотклонимы для певца. Приобретение широкого кругозора, выработка миропонимания, эстетических взглядов также нужны певцу.

Задачки и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, а именно, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и чувственно отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных возможностей, формирование музыкального вкуса и воспитание рвения посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно – творческих возможностей.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка содействует чувственному занию окружающей реальности и помогает её преобразованию, изменению. С помощью собственного чувственного языка музыка повлияет на чувства, мышление, оказывает влияние на миропонимание человека, направляет и изменяет его.

Особенность музыки, её чувственная сила заключается в возможности показать обеспеченный мир эмоций человека, появившихся под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человечьих переживаний отражает породившую их жизнь». Музыка не дает новых определенных фактических познаний, но она может углубить имеющиеся познания, чувственно насытив их.

Смотреть видео Язык чувства в музыке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *