Артемий владимиров о семейной жизни

Артемий владимиров о семейной жизни

Интервью: О домашней жизни

— Отец Артемий, в один прекрасный момент учащиеся Самарской духовной семинарии спросили вас: «Как отыскать неплохую супругу?» Как отыскать неплохую супругу?

Я — оптимист, и мой оптимизм основан на том, что до сего времени к священникам приходят те, кто хотят взять в свои руки пылающие свечки жертвенной любви. Время от времени поражаешься, как жених и жена бывают похожи. Умопомрачительно, как в этом большенном мире две половинки 1-го целого отыскали друг дружку?! Я нахожу только один ответ: Божий перст, браки совершаются на небесах. Потому обрести спутницу жизни — это не просто плод твоей активности. Счастье, гласили в старину, должно быть вымолено.

Брак есть полнота, по отношению к которой любой из нас есть половинка, притом ущербная. И основным при всем этом является жгучая вера во Спасателя, Который и соединяет сердца брачующихся, чуть едва они произнесут ответ, клятву обоюдной верности и любви.

Если сердечко хотя бы 1-го из супругов согрето живой молитвой к Господу и Пресвятой Богородице, убежден — нет таковой неудачи и порухи, с которыми нереально было бы совладать, если эта просвещенная половина помогает собственному спутнику-спутнице в жизни все претерпевать надеждой на Христа. Если я осмысляю свою семейную жизнь, если я понимаю, что забота о моей семье есть выражение любви к Богу, разве могут появиться такие происшествия, которые принудят меня уйти с поля брани, кинуть среди схватки щит и клинок, оборотиться спиной к родному дому, детям, к той, которой когда-то произнес: «Люблю»?

Не достаточно обвенчаться, принципиально иметь отношение с Матерью-Церковью. Если б наши супруги раз в неделю, раз в две недели приходили к священнику на духовную диспансеризацию, выслеживали свои помыслы и открывали свои потаенные грешки — никакой «троянский жеребец» не въехал бы в семью, и супруги и 20, и 40 лет спустя смотрели бы друг на друга если не влюбленными очами, то с радостью и веселием, благодаря Бога, что Он свел их вкупе в этом мире.

— Таковой актуально принципиальный вопрос: создание семьи, а нередко решения принимаются не взвешенные, по влечению сердца. Чем вы растолкуйте такое легкомыслие?

А мне бы хотелось поразмышлять вот над каким вопросом. Почему, полюбив либо думая, что полюбил, он — человек грубой отливки — становится ласковым, галантным, дарует цветочки? Его лицо, до этого лютое, освещает детская ухмылка, он расстилается перед ней в комплиментах. И сразу в домашнем кругу по отношению к маме, брату, друзьям он остается грубоватым, хамоватым, речь отрывистая, лицо совершенно недоброе. Почему таковой двойной эталон? Может ли по правде человеческое сердечко и обожать, и грубить сразу? В чем все-таки предмет его любви? Любит ли он ее? Либо себя удовлетворяет каким-то биологическим позывом души, находя в ней только объект приложения одушевляющих его сил? Любя ее, он потребляет ее, относится к ней собственнически. «Не могу жить без нее!» — это по сути обсасывание собственного «эго» и собственных, не очень возвышенных, желаний.

Так, где же аспект, который помогает нам отличить подлинную любовь? Естественно, жертвенность! Неплохой человек — не тот, кому отлично, а с кем отлично. И если ты вправду полюбил и любовь вошла в твою жизнь, это обязательно должно прибыльно отразиться на твоем нравственном устроении. Полюбив ее, ощущаешь себя самым счастливым человеком, ты хочешь поделиться собственной радостью и с младшим братиком, и с матерью. Если любовь дана нам вправду от Бога, то мы, учась любви друг у друга, призваны передавать, переносить это согревающее нас состояние на ближних и далеких. Вот почему британцы произнесли когда-то: «Настоящее милосердие начинается с собственного дома».

— Наверняка, самый главный момент венчания — когда священник обводит венчающихся вокруг аналоя, а певчие при всем этом поют «Святии страдалицы». На это песнопение новобрачные обычно не обращают свое внимание, им кажется, что впереди их ожидает только счастье. А почему при венчании поют «Святии страдалицы»?

Любовь утверждается и подтверждается малеханькими действиями, словами, взорами. Королева Александра Федоровна, оставившая нам ежедневник о домашней жизни, гласит, что необходимо насаждать любовь, как сад, по семечку, по стебелечку, взращивая заботу, нежность, такт, слова, за которыми стоят дела.

— Отчего появляется неудовлетворенность браком?

— Сегодня люди отличаются свойством копить в сердечко негатив. Но ведь чем человек мудрее, чем поближе к Богу, тем память у него короче на всякие обиды. Раз в день он благодарит Творца и за скорбь, и за удовлетворенность, и потому расширяется сфера его положительных чувств. Он спокоен, радостен, мирен.

Представьте, люди не прожили совместно к тому же полгода, а уже начинают подмечать недочеты, брошенное слово из мухи растет в слона. Какая здесь удовлетворенность, если оба напоминают обнаженный провод?! Как будто два петушка, они наскакивают друг на друга, превращая рай домашней жизни в 1-ый круг ада. Соответственно, необходимо обучаться добродушию, умению созидать во всем светлую сторону.

В супружестве жизнь по плоти является обоюдным выражением любви, тяготением друг к другу. И неудовлетворенность браком появляется тотчас после того, как он и она делают все, что можно, даже калеча самих себя, чтоб упразднить отцовство и материнство, становясь возможными убийцами, враждуя против жизни, которая нам дана.

— Кроткое принятие обыденной жизни можно считать подвигом?

— Российский богослов Алексей Степанович Хомячков считал это подвигом. Есть подвиг в сражении, в бою. И — подвиг служения в быту. Никогда лодка домашнего счастья не разобьется о быт, если мы будем поэтизировать наш быт. Если мы попытаемся дом сделать райской кущей, если будем пронизывать его атмосферой любви, тепла, если будем щедро делиться тем счастьем, о котором гласит Сам Бог: «Где двое венчаны в супружество во имя Мое, там я посреди их».

— Что отличает счастливую семью от несчастной?

Смотреть видео Артемий владимиров о семейной жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *